|
|
Hist_Libava
История города Либава
(Из регистрационной книги города Либава)
542 м. над уровнем моря
17,31° восточной доготы и 49,31° северной широты
3.135,83 га. площадь
город основан в 1238г.
муниципальное право 1301
герб города 1344г.
Заселение:
Кельтийская народность боеров, как описывает римский писатель Такитус,
была во времена рождения Христа изгнана одной из гермаских народностей - маркоманами по напаравлению Эльбы в Бёмен и Кваден в Мерене.
Лишь в середение VI столения удалось чехам проникнуть внутрь Мерена.
В I-XIII немецкие крестьяне, горники, ремесленники, купцы и художники были вызваны бёмскими герцогами и королями в страну прежде всего для того,
что бы заселить и окультивировать слабо населенные пограничые районы. Одновременно заселяют эти районы также евреи и романские народности.
В городе Прага уже с XI столетия жили немцы и евреи.
Бёмские земли, а тем самым и родина судейских немцев, хотя и обладали определенной автономией, принадлежали все-таки с X столетия Священной Римской империи.
Основание города:
Точное время первого заселения территории, ставшей в последствии городом Либавой утерялось.
Первое организованное заселение началось под управлением епископа Бруно фон Олмютц (1245 - 1281), графа Шамбурга-Гольштайна, который очень содействовал процессу заселения.
Вероятнее всего, колонисты пришли с севера со стороны Бэрна и Хофа и селились по южному направлению Любоского пруда.
То место, где Любоский и Смиловский пруды встречаются, было выбрано подходящим местом для поселения. По всей вероятности,
особо привлекла поселенцев широкая долина низменностей реки Одер.
Дикий и непроходимый Стреленский лес был расчисщен под пашню, после чего стали появляться первые владения и хутора.
По пути к месту поселения по направлению Любоского пруда переселенцы наткнулись на деревню по имени Любавия.
Ими заплантрованное место нового поселения, должно было располагаться южнее и называться тем же именем Любавия. Одновременно два местечка с названием Любавия,
т.е. уже выше упомянутая деревня и новый поселок в непосредственной близости от Любоского пруда не могло быть.
Также трудно предположить, что жители деревни являлись основателями позже выросшего города. Для этих целей деревня была слишком мала.
Т.к. деревня старше города, ее позже переименовали в Антиква Любавия (Старая Любовь),
а новое поселение должно было в будущем зваться Любавия.
По старым чертежам и картинам были обнаружены следующие названия нового поселения:
1238 - 1301 Любавия
1323 Любовия
1399 Любов
1400 Любав
1456 Город Либау
1504 Ярмарка Любау
1563 Либа - это названия встречается еще в письменностях XVIII века, позже используется только название город Либау
с 1945 Местечко Либава
С более поздним возведением в город Либаву было произведено разделение по кадастрам: Либава, Либава-пригород и Дрёмсдорф.
Название "Город Либау" сохранилось до недавнего времени. Интересно заметить, что в языковом употреблении названия "Город Либау" особое значение отводилось слову "город",
видимо в целях отграничения от одноименной деревни (Старая Любовь).
Название "Либау" может иметь немецкие корни: по-немецки "любимая Ау" произноситься как Либэ Ау (Liebe Au в переводе "милая долина"). Но название Любавия может также происходить и от слова Любоска.
Любоский пруд первый раз упоминается в документе 1203г. который поддтвердждает подарок Меренского графа, Генриха Владислава, Градичскому монастырю:
Стреленский лес был передан графом во владения монастыря с правом его корчевания и заселения освободившегося места, будь то деревни, рынки или города.
В 1301г. Лубавия уже настоящий город. Подтверждение этому мы находим в удостоверении, по которому Олмютц Каноникус Теодор фон Фюллщтайн дарит лес своему хозяину. При передачи присутствовали свидетели:
Chunradus advocatus из Любавии, Chunradus dominus Гигер, Henricus tabernator (дарящий), civis ibidem.Sifridus braseator (пивовар).
5 мая 1320 Любавия переходит, в качестве дара во владения Капителя. В 1320 имением Города Либавы управлял епископ Конрад I.
Самый уважаемый человек во время основания города был Локатор. Как доверенное лицо своего попечителя, монастыря Градич, ему была выделена определенная территория предполагаемого места заселения.
Именно он и приняла на себя обязанность, привелечь в эти места заселенцев и распределить между ними землю.
Поселенцы могли овладеть землей с правом наследства за годовую арендную плату. Эта арендная плата должна была быть погашена лишь по истечении определенного количества свободных от оплаты лет.
Когда в 1389 г. многие епископские города получали право обратного получения имущества, что бы за счет этих вырученных доходов осуществить строительство городской стены, Любавия не входит в список этих городов.
Для этого Любавия слишком мала и находится в стороне.
Поэтому действия по укреплению города были признаны излишними. Укрепление жилой части города вероятно состояло лишь из примитивного вала выкопанным с перед ним глубоким и широким ровом. Предполагается,
что это был обычный грунтовой вал, укрепленный деревянным забором. В то время была Любавия довольно бедным городом.
Дома поселенцев расположились вокруг четырехугольной площади на внутренней территории, огороженной валом. Вероятно в самом начале после выбора места для заселения,
эта территория была в форме огромного четырехугольника защищена деревянной решеткой от незванных гостей и от диких животных. В последствии это деревянное ограждение было укреплено ровом.
Внутри этого ограждения протекала жизнь селения. Телеги, скот и инструменты надежно хранились поселенцами. Позже стали появляться дома и на территории, несколько отдаленной от площади.
Эти дома принадлежали первым жителям Любавии. Из-за большого количестава жителей отдельные земельные участки были длинными и узкими. Деревяные и глиняные дома стали постепенно,
в течение нескольких десятилетий перестраиваться в страбильные деревяные строения. Но эти строения в течение нескольких столетий многократно подвергались пожарам и были окончательно уничтожены.
Возобновление уничтоженных пожаром зданий было непосредственно связано с определенными законами на строительство, что, например, не позволяло при новостройке занимать больше места, чем прежде занимало узкое сгоревшее здание.
По этим законам границы исходного строения должны были полностью соблюдаться, не позволяя делать даже незначительные поправки.
Таким образом вот уже несколько столетий и по нынешний день площадь и узкие улицы вокруг нее имеют то же расположение и форму, которые были установлены тогда, много веков назад.
По углам площади, которую назвали Круглой Площадью, были позже проложены улочки. Изначально эти улочки закрывались посредством ворот. Длина площади по северо-западной стороне составляет 90 метров,
ее ширина по северо-восточной стороне - 85 метров. Ряды домов по периметру площади принадлежали пивоварам. Позже пришедшие поселенцы, которые не нашли места в домах вокруг площади, селились до самых ворот вдоль улиц, отходивших от площади.
Все дома, расположенные вокруг площади, были направлены к ней фронтовой стороной. Из-за своей узкоты у этих зданий были всего два или три окна спереди. Дома были узкими, но в глубину они были длинными.
Изначально здания были одноярусными, а значит, одноэтажными. Лишь позже были сооружены подвалы и верхние этажи. Таким образом появились крытые аллеи и беседки, служившие мастерской для рабочих или выступавшие в роли лавок для продажи товара.
Устойчивые крытые беседки стали со временем типичной характерной чертой Либавы. Они обеспечивали выставление товаров, а тем самым осуществляли продажу даже во время плохой погоды.
Корридоры домов были очень узкими и длинными. С обеих сторон корридоров (а в некоторых узких домах только с одной стороны) располагались кладовые.
Такой длинный корридор заканчивался обычно помещением с низкими потолками, служившим трактиром, когда подходила очередь хозяина продавать свое пиво на разлив.
Во дворах располагались сараи и другие небольшие строения, принадлежащие к хозяйству. Иногда там же располагался небольшой домик для служащих, называвшийся курией.
Двор заканчивался воротами. Эти ворота выходили на проулок, лежавший параллельно Круглой Площади. Там же начинались луга и пастбища для скота.
Очень маленькие окошки домов не были застеклены, их закрывали пергаментом, восковым полотном, холстом или другими похожими материалами.
Неизвестно, использовали ли в то время уже круглое выпуклое по центру стекло для окон. Для освещения домов использовали тогда сосновые стружки, позже появились масляные лучины.
Обычно с наступлением темноты оживленный рабочий день заканчивался, таким образом экономилось на топливе. Как уже здесь упоминалось, деревяные дома часто подвергались пожарам.
Поэтому в течение нескольких десятилетий деревяные дома преобретали подвалы, выложенные камнем, а позже и сами дома стали строиться из массивных камней и черепицы.
Однако крыши из соломы и крыши, крытые гонтом, просуществовали еще очень долго.
При подобной перестройке деревяных зданий перестали строить крытые беседки.
Любавия являлась тогда центром большого имения, к которому относились также еще семь деревень, называвшиеся хуторами. Это имено те деревни, которые впервые упоминаются в найденном письме, написанном в 1456.
Шмайль, Старая Вода, Ниринберг, Кригсдорф, Гердельсдорф и Дремесдорф.
Прежде всего в этом письме упоминаются Шмайль и Старая Вода, т.к. они вероятно, были самыми старыми хуторами.
Название седьмого, относившегося к имению хутора, не известно. Вероятнее всего здесь идет речь о хуторе, который прекратил свое существование между 1358 и 1504 гг.. Между городом Любавой и Кригсдорфом находилось местечко Бартельсдорф,
о котором ходят в этих местах сказания, но которое нигде не было зарегистрировано. О нем нет никаких данных. Бартельсдорф когда-то исчез бесследно и был в 1581 лишь одни раз упомянут, как исчезнувшая деревня.
На месте этой деревни еще можно найти развалившиеся стены, некоторые уцелевшие разрушенные подвалы и засыпанный колодец - по этим признакам можно догадываться о месте существования прежнего селения.
Гердельсдорф в 1364 г. еще не принадлежал имению Любавия, т.к. он в раде других деревень, как, например, Домстадтл, упоминается в списке деревень, платящих дань Олмютцкому имению. Поэтому трудно сказать,
какие именно деревни на самом деле относились имению Любавия в ранней стадии его становления.
Помимо небольшого количества ремесленников и торговцев основное население Любавии было земледельцами. В самом начале основания местечка обрабатывался лишь небольшой участок земли, необходимый для того,
что бы прокормить свою семью и немногочисленный скот. В то время не было торговли ни собранными овощами и фруктами, ни скотом, т.к. не существовало связи с другими деревнями.
Лишь в 1504 г. были по просьбе бюргермистера Любавии впервые признаны ряд привилегий по указанию епископа Станислава Турзо. Эти привелегии распространялись и на принадлежащии к имению деревни Шмайль,
Старая Вода, Ниринберг, Кригсдорф, Гердельсдорф и Дремесдорф. По утверждению жителей Любавии бумага с перечнем привелегий исчезла из-за многочисленных пожаров и из-за войн.
Поэтому епископ издал новый указ, который гласил, что каждый верноподданый имеет право передавать свое состояние любому им выбранному лицу. Также после смерти наследство переходило или членам семьи или друзьям семьи.
Эти преимущества распрострянялись также и на опустошенные деревни, если их заново заселяли. Важным разделом в списке привелегий являлась передача судебного права в руки самого города.
Епископ издал также указ о праве города на рыночную торговлю по четвергам. Этот рынок приносил Любавии хорошую выгоду. Продававший соль должен был брать за товар деньги, то же самое делал и портной, продавая свои платья.
Город управлялся четырьмя бюргомайстерами и семью присяжными. По истечению одного года старейшины собирались с целью выбора нового бюргомайстера и присяжных. Пришедший в город новый поселенец должен был оплатить дань в денежной форме.
По найденным источникам в Любавии не было покинутых пивоварен. В случае, если старые хозяева оставляли свои дома-пивоварни, то они снова занимались новыми хозяинами.
Для продления привилегий каждый дом в городе должен был ежегодно сдавать епископу одну курицу. И еще один недостаток был в этих привилегиях. Все, чем деревни торговали: скот, масло,
зерно - одним словом все сельскохозяйственные продукты - должны были привозиться в город Либау. Продажа в близлежащих общинах им запрещалась. В закладной епископа Станислауса II, датируемой 1587 годом, упоминаются также деревни
Геппертсау, Ольштадтл и Райзендорф.
К самым привилегированным домам города относились те дома, которые еще при основании города строились вокруг площади. Семьи, живущие в этих домах пользавались преимуществами.
Это были семьи, которые в начальных стадиях строительства грода несли главную нагрузку при сооружении таких общественных строений, как например, приходская церковь. В качестве вознаграждения они преобрели право на пивоварение.
Такие семьи были заинтересованы в том, чтобы круг имеющих право на пивоварение не расширялся. Из этого можно заключить, что количество пивоварен на протяжении нескольких веков не менялось.
Особенно при увеличении численности жителей города ограниченное право на торговлю спиртными напитками являлось важным источником прибытка. На основании количества домов, обладавших правом на пивоварение,
можно судить об общем количестве жителей города в тот или иной период, а также о размерах самого города во времена его основания. По статистическим данным в начальных стадиях создания города в нем существовало 16
пивоварен с соответсвенно вычисленным количеством жителей в 164 человека. Со стороны власти им было выделено также право и на продажу вина. В первой половине XVII века в городе Либау существовало 32 дома с правом на продажу спиртного.
Позже 6 из этих 32 домов прекратили свою деятельность. Только дома, варившие по крайней мере в емкости из 37 ведер, считались в горде Либау настоящими пивоварнями. В 1853 году варилось 2652 ведер пива.
Пивоварни являлись очень хорошей прибылью для города, т.к. на пиво налагался потребительский налог в 20%.
Фото современной Либавы
Количесво домов во времена основания города Любавия, не учитывая Дремесдорфа поднялось с 26
до 134 к 1600 г.,
до 167 к 1700 г.,
до 204 к 1800 г.,
до 246 к 1900 г. и
до 346 к 1945 г.
Среднее количество жителей во времена основания города составляло 6,3 % человек. Таким образом на 26 домов приходилось 164 жителей. Математически количество населения увеличелось со времен основания города в 13,4 раза.
Материал переведен Мариной Гусар
|
|
|